Ремонт центробежных насосов: неисправности, обслуживание и регулировка

Во многих сферах применяют насосы. Они выполняю главную роль в системах водоснабжения, обеспечивая подачу воды в дом, на участок или для полива. Также их устанавливают в системах откачки стоков и дренажа, перекачки жидкости между резервуарами. Даже, контактируя с чистой средой, со временем агрегат ломается. Тогда нужен гарантированный ремонт насоса и в этой статье вы узнаете об основных признаках неисправности, способах их диагностики, устранения и недопущения.

Ремонт центробежных насосов: неисправности, обслуживание и регулировка

Признаки неисправности насосов и способы ремонта

Для поиска и понимания возможных проблем необходимо разобраться в конструкции и разновидностях. Агрегат представляет собой мотор с гидравлическим боком, прикрепленным к нему фланцевыми болтами. Состоит из следующих основных компонентов:

  • всасывающего патрубка;
  • крыльчатки на валу устройства;
  • корпуса;
  • картера для обеспечения зоны разреженного давления;
  • нагнетающий патрубок для шланга;
  • уплотнительные элементы.

В качестве привода обычно используют асинхронный мотор, состыкованный с ним гладким валом со шпонкой. При подаче питания на двигатель раскручивается вал, приводящий во вращение крыльчатку. Та, за счет особой конфигурации, закручивает поток жидкости, создавая подъемную силу и нагнетая ее в выходной патрубок. Лопасти на крыльчатке наклонены в сторону вращения, что и обеспечивает захват рабочей среды. На выходе для экономии электричества и ресурса двигателя устанавливают обратный клапан. На входе – фильтр грубой очистки, удерживающий крупные камни и глиняные сгустки.

Ремонт центробежных насосов: неисправности, обслуживание и регулировка

Зная устройство, определить неисправности центробежного насоса намного проще. В любом случае они связаны с износом деталей, засорением или обрывом питания. Опишу наиболее частые поломки, с которыми встречаются мастера и частные владельцы:

  1. Двигатель издает гуд, нагревается, но не качает. Это распространенная проблема, связанная с засорением фильтра и проникновением в крыльчатку крупного камня. Нужно разобрать агрегат и удалить причину.
  2. Мотор крутит, но давления на выходе нет. Крыльчатку делают из алюминия, бронзы и пластика. Через фильтр проникают частицы до 5 мм, которые считаются неопасными. На самом деле они не вызывают засор, но зато разрушают лопасти. Постепенно они стачиваются, из-за чего с выходного патрубка вода практически капает или течет тоненькой струйкой. Требуется замена рабочего колеса.
  3. При работе мотор издает посторонние звуки. Они свидетельствуют о радиальных биениях в подшипнике, возникших из-за частой эксплуатации с густыми массами и грязным водяным потоком. В таком случае нужно заменить подшипники.
  4. Течь жидкости. На корпусе, особенно в местах стыков деталей находятся уплотнительные элементы. Со временем они затвердевают и начинают протекать. Ремонт центробежных насосов в таком случае заключается в замене прокладок.

Неисправности этих агрегатов зависят от особенностей его конструкции, способа соединения мотора с всасывающим блоком, типа крыльчатки и других факторов. Плюс, существуют многоступенчатые аппараты, которые поэтапно нагнетают поток, обеспечивая на выходе повышенное давление.

Диагностика неисправностей

Ремонт центробежных насосов: неисправности, обслуживание и регулировка

Для успешного восстановления любого оборудования сначала требуется произвести диагностику. Она состоит из проверки условий эксплуатации и состояния откачивающего агрегата:

  1. Проверка уровня воды в скважине. Не спешите разбирать насос, так как отсутствие потока может быть связано с недостаточным количеством жидкости в источнике. Для этого нужно демонтировать патрубок и опустить в скважину груз на мерном шнурке.
  2. Проверьте состояние фильтра. В скважинах всегда устанавливают сетчатый или пористый волокнистый элемент для улавливания камней и сгустков загрязнений. Со временем он переполняется, из-за чего поток прекращает течь, а аппарат качается воздух.
  3. Проверка двигателя на целостность обмотки возбуждения. Для этой процедуры применяют мультиметр в режиме прозвонки или измерения сопротивления. При отключенном питании измеряют сопротивление. Его величина зависит от мощности и составляет от 0,93 до 1,8 Ом. Обычно производители используют асинхронный мотор с рабочей и пусковой обмоткой. Ко второй подключен конденсатор. Нужно проверить качество соединений и емкость.
  4. Осмотр на предмет загрязнений картера и состояние крыльчатки. Замена последней детали требуется через каждые 4500 часов качания в чистой среде. И намного чаще при перекачивании грязных потоков.

Визуальный осмотр и профилактику нужно делать каждый год. Оставшийся песок при следующем включении оказывает на детали конструкции абразивное действие, приводя к существенному изменению геометрии и уменьшению всасывающей силы.

Устранение неисправностей

При работе центробежного насоса возникают разные проблемы. После выполнения комплексной диагностики агрегата приступают к ремонту:

  1. Сначала мастер проводит осмотр и устраняет загрязнения, в том числе под крышкой в картере. Для этого применяет кисточку и моющий раствор. Отверткой отскребает плотные отложения.
  2. Откручивает корпус блока от двигателя, попутно меняет сальники, прокладки и другие уплотнительные элементы. Перед установкой новых требуется тщательно очистить место посадки и промазать его герметиком.
  3. Для обеспечения надежности контактных соединений при подключении питания чистит их от коррозии. Для защиты от образования окиси применяет герметик для контактов.
  4. Для замены подшипников откручивает мотор, фланцы и выпресовывает опоры для установки новых.
  5. Меняет реле давления или устраняет проблему с его контактами.

Ремонт центробежных насосов: неисправности, обслуживание и регулировка

Первый серьезный ремонт с заменой крыльчатки проводится через 4-5 тыс. часов, так как в конструкции применены устойчивые к коррозии материалы. Но даже если раз агрегат качал загрязненную органикой воду, то перед отправкой на хранение его тщательно вымывают.

Правильная эксплуатация и техническое обслуживание

Вынужденный ремонт насосов для воды будет требоваться реже, если соблюдать правила по эксплуатации агрегатов. Рассмотрим основные рекомендации компаний-производителей, указанные в техническом паспорте изделия:

  1. Выбирайте правильное место эксплуатации. Рабочая температура должна быть в диапазоне -20…+40 градусов. Влажность до 85% постоянно, и до 100% временно.
  2. Корпус двигателя следует заземлить, так как внутри него имеется обмотка на 230 или 380 В. В случае пробоя изоляции активируется защитный выключатель – УЗО в электрическом щитке или автомат.
  3. При закреплении станции на площадке, проверяйте ее уровень. Оси нагнетателя и мотора должны быть расположены на одной горизонтальной линии. Надежно фиксируйте его к основанию для предотвращения вибрации и тряски.
  4. Не перепутайте отверстие для заливки воды. То, что ближе к корпусу двигателя, является вентиляционным для охлаждения фланцевого подшипника.
  5. Выполняйте правильное подключение входного и выходного патрубков, соблюдая рекомендации по выбору диаметра. Используйте компенсаторы для предотвращения разгерметизации соединений при работе.
  6. Не допускайте включение без влаги.

Регулярность технического обслуживания

Если не работает насос, то пора провести ремонт данного агрегата. А чтобы не оказаться в такой ситуации, это стоит делать по регламенту, предупреждая любые возможные поломки.

Периодичность мероприятий по ТО

В инструкции по обслуживанию техники прописан порядок действий при выполнении планового обслуживания агрегата. Комплекс мероприятий включает следующие операции:

  1. Проверка и замена подшипника. При непрерывной работе он служит 2 года, при периодической – гораздо меньше. Это связано с разными причинами, от вязкости смазки до перепада температур.
  2. Замена уплотнений вала. Обычно использованы сальники, которые имеют свойство течь из-за выработки подшипников и возникновения биений вала. Признаком возникающей поломки является увеличившееся количество капель влаги. В нормальном состоянии допустимый показатель составляет 10 г/ч.
  3. Необходимо регулярно чистить статор от загрязнений, так как он охлаждается воздушным потоком, создаваемым крыльчаткой, прикрепленной на валу. Находится под защитным металлическим кожухом.

Ремонт центробежных насосов: неисправности, обслуживание и регулировка 3

Ремонт центробежного насоса

Если не работает насос для воды, то пора уделить ему внимание. Ремонт должен выполнять специалист с опытом, знающий особенности конструкции и принцип действия. Для его проведения следует выполнить все мероприятия по отключению и предотвращению утечки, перекрыв все краны на входе, выходе насосного блока и слив жидкость. Приступать к ремонту можно только после полного остывания мотора, так как за время эксплуатации он сильно нагревается. После восстановления работоспособности нужно проверить качество присоединения земли к корпусу двигателя и только после этого подавать на него питание.

Частые причины нарушения работы системы

Скважинные поверхностные и погружные аппараты из-за постоянной длительной эксплуатации выходят из строя. Но причиной поломки могут быть не должные условия функционирования, нарушение режимов и прочие факторы. Рассмотрим все возможные причины отказа этого агрегата:

  1. Низкая скорость потока из-за засорения картера, повреждения крыльчатки или наличия воздуха. Нужно наполнить его влагой доверху, а потом включать питание.
  2. Большая высота подъема. Циркуляционные аппараты поверхностного типа поднимают жидкость обычно на 8-10 м. Если требуется выше, то следует применять погружной аппарат.
  3. Сильный наклон двигателя, из-за чего возникают биения и разрушаются подшипники, начинают подтекать сальники.
  4. Загрязнение картера и крыльчатки густой массой, из-за чего ротор перегружен, и обмотка перегревается.
  5. Просадка напряжения в сети, из-за чего падают обороты, и снижается напор.
  6. Намокание реле, электрический пробой на корпус.
  7. Использование некачественных запчастей, расходных материалов, приведших к течи.
  8. Некачественная затяжка болтов крепления статора, из-за чего возникает вибрация.
  9. Деформация крыльчатки крупным камнем, попавшим в картер.
  10. Агрессивная среда, разрушающая крыльчатку и трубы.

Своевременная диагностика и правильная эксплуатация насосов помогут избежать серьезных проблем. Если устройство не качает жидкость или работает неправильно, необходимо быстро определить причину и устранить поломку. Достаточно регулярно проводить техническое обслуживание и уделять внимание к деталям. Это обеспечит долгую и надежную работу. Следует применять качественные запчасти и выполнять работы по ТО в соответствии с инструкцией. Плюс, не забудьте правильно установить станцию, чтобы не возникало биений при работе.

наверх
Перезвоним Вам:ваш номер