Поршневой компрессор. Мероприятия по диагностике и профилактике.

Оцениваем показатели производительности компрессора. Факторы, влияющие на снижение мощности.

Техническая документация, прилагаемая к поршневому компрессору, содержит информацию только о его теоретической производительности (на всасывании). Реальную же производительность (на нагнетании) можно определить экспериментальным путем. Поэтому в первую очередь при приобретении агрегата поршневого типа рекомендуется произвести оценку его реальной производительности.


Формула для расчета мощности компрессора имеет следующий вид:
= (Pmax – Pmin) * Vрес / t , где:
– показатель производительности на нагнетании;
Pmax – показатель давления, при котором происходит выключение;
Pmin – показатель давления, при котором происходит включение;
Vрес – показатель объема ресивера;
t – временной промежуток, в течение которого компрессор работает в режиме нагнетания.

Алгоритм действий для определения реальной мощности:

1.    В первую очередь полностью удаляем сжатый воздух из ресивера;
2.    Закрываем выходной кран;
3.    Запускаем работу компрессора;
4.    Фиксируем время, в течение которого давление в ресивере достигает своих максимальных значений, и происходит отключение агрегата.

Полученный в результате замеров показатель мощности агрегата сравниваем с показателем производительности на всасывании. Допускается уменьшение этого значения на 15% - 25%. О возможных проблемах в работе компрессора будет говорить полученное значение, которое меньше на 30% - 35% от его теоретической мощности.
В процессе эксплуатации необходимо ориентироваться на показатель реальной производительности компрессора. Именно он будет свидетельствовать об исправности агрегата.
На уменьшение мощности компрессора влияет множество факторов (как внутренних, так и внешних).
Чаще всего проблемы в работе агрегата связаны со слабым натяжением приводного ремня, которое, в свою очередь, приводит к рывкам в его работе. Далее происходит поломка подшипника коленчатого вала всей компрессорной группы.
Техническая документация установки содержит всю необходимую информацию о правилах натяжения приводного ремня.

Фото 1. Главная внутренняя причина, из-за которой уменьшается мощность компрессора, - слабое натяжение приводного ремня.

Загрязнение картриджа в воздушном фильтре также часто приводит к уменьшению производительности агрегата. Этого удается избежать, если своевременно проводить очистку воздушного фильтра. Периодичность таких работ будет зависеть от места эксплуатации компрессора. В условиях промышленного производства, где рабочая среда, в которой работает агрегат, содержит большое количество примесей, необходимо еженедельно производить очистку картриджа воздушного фильтра.

Фото 2. Очистка воздушного фильтра.

Утечка в пневматической магистрали относится к внешней распространенной причине, которая снижает мощность компрессора. В итоге исправный агрегат не может в полном объеме захватывать сжатый воздух. В таком случае следует дополнительно проверить всю пневматическую магистраль на предмет наличия утечек.
В условиях работы промышленного предприятия часто возникают ситуации, когда в процессе расширения производственных мощностей не учитывается дополнительная нагрузка на компрессор, которая в итоге образуется из-за возникновения новых потребителей сжатого воздуха. При их подключении не всегда правильно учитывается диаметр шланга, который через тройник соединяется с основной магистралью. В результате поступающего воздуха не хватает для нормальной работы компрессора.
На практике, помимо упомянутых факторов снижения производительности агрегата, встречается масса других причин. Выше перечисленные советы по эксплуатации компрессора и методы диагностики его работы считаются самыми простыми и доступными, так как они не требуют разборки самого агрегата.
Некорректная работа установки также может быть связана с плохим энергообеспечением. Это больше касается агрегатов, которые подключены в однофазную сеть.

Фото 3. Подключение к электросети.

Категорически запрещено дотрагиваться до проводов мокрыми руками, так как это приводит к образованию ржавчины на них.
Сигналом наличия проблем в электросети является срабатывание тепловой защиты.
Рост показателей силы тока происходит из-за пониженного напряжения. Это приводит к повышению температуры электродвигателя. Защита, установленная на нем, позволяет предотвратить возникновение аварийной ситуации. На практике же потребители часто продолжают эксплуатировать компрессор, не обращая внимания на то, что сработала тепловая защита. В итоге электродвигатель сгорает полностью, и агрегат перестает работать. Сервисный центр такую поломку не рассматривает в качестве гарантийного случая.
Неправильное подключение к однофазной электросети является еще одной распространенной ошибкой эксплуатации агрегатов. Категорически запрещается подключать компрессор к сети через бытовую розетку. Для этого необходимо использовать обособленную электрическую точку с автоматическим выключателем. Также не допускается применение бытовых удлинителей с малым сечением провода для подключения компрессора в сеть.
Агрегаты, работающие от трехфазной сети, не так восприимчивы к перебоям в электроснабжении. Однако они также выходят из строя из-за проблем в энергообеспечении.

Мероприятия по обслуживанию электродвигателя

Последовательность фаз, которые определяют направление вращения электродвигателя, имеют определяющее значение для правильной его работы. Стрелка, изображенная на защитной решетке ременной передачи, показывает правильное направление вращения электродвигателя. Агрегат может полностью выйти из строя даже при незначительном времени вращения электродвигателя в обратном направлении. Поэтому работы по электротехническому обслуживанию в обязательном порядке должны завершаться контролем правильности направления вращения двигателя.
Поршневой компрессор в своем составе дополнительно имеет воздушное охлаждение. Работы по обслуживанию такой установки включают в себя продувку ребер с помощью сжатого воздуха.

 Фото 4. Продувка ребер двигателя сжатым воздухом.

Не стоит игнорировать шумы в работе компрессора.

Износ отдельных деталей агрегата (верхняя головка шатуна, подшипник скольжения и т.п.) приводит к возникновению стуков. Из-за длительного игнорирования посторонних шумов на практике встречались случаи, когда втулка полностью деформировалась.
Неисправные клапанные пластины являются распространенным источниками стука при работе компрессора поршневого типа. Для появления характерного звука достаточно отломаться одной такой пластине. При возникновении поломки в период гарантийного срока компрессора следует незамедлительно отключить агрегат от сети и вызвать сервисную службу. Тогда этот случай признается гарантийным. Если длительный период времени допускать работу агрегата с отломанными клапанными пластинами, то ни один сервисный центр не возьмется безвозмездно устранять такой дефект. Все расходы по восстановлению придется возмещать за свой счет.

При появлении шумов при работе компрессора настоятельно рекомендуется прекратить его эксплуатацию. Стуки никогда не бывают без причины и всегда сигнализируют о проблеме в работе агрегата. Для предотвращения полного выхода из строя компрессора необходимо в кратчайшие сроки провести мероприятия по его диагностике. Это можно сделать самостоятельно или с привлечение специализированной организации.

 Контролируем масло

Вся необходимая информация о типах масел, которые допускается использовать для компрессора, указывается в технической документации. Неподходящее масло может, например, стать причиной появления нагара на клапанной плите.
Масло используется для компенсации трения, из-за которого соприкасающиеся поверхности греются. Оно предотвращает появление задиров на всех узлах шатунно-поршневой группы (цилиндрах, поршнях, вкладышах и шейках коленчатого вала). Своевременная замена масла продлевает срок службы всей компрессорной группы и сокращает затраты на замену изношенных деталей.
Слишком низкие или высокие показания температуры окружающего воздуха непосредственно влияют на качественный состав масла. На этот факт всегда необходимо обращать внимание при эксплуатации компрессора. Диапазон температур окружающей среды, при котором могут работать агрегаты поршневого типа, составляет +5 °С – +40 °С. Если воздух за окном ниже +5 °С, масло в компрессоре становится вязким и, соответственно, пуск компрессора будет затруднен. Вращение коленчатого вала становится невозможным, образуется дополнительная нагрузка на двигатель агрегата.

Если температура воздуха наоборот слишком высокая (ее показания выше +40 °С), масло в компрессоре теряет свою вязкость. В итоге между сопряженными рабочими поверхностями не образуется масляная пленка, препятствующей износу узлов шатунно-поршневой группы.
Замеры качественного состава масла и его уровня являются первостепенными операциями по техническому обслуживанию компрессора. Необходимо ежедневно контролировать уровень масла. Периодичность проверки его качественного состава будет зависеть от интенсивности эксплуатации агрегата. Если компрессор работает постоянно, то и замеры нужно проводить с такой же интенсивностью. Энергетическая эффективность агрегата полностью зависит от состояния масла. Его перегрев, загрязнение продуктами износа узлов шатунно-поршневой группы, твердыми частицами и пылью, которые проходят через воздушный фильтр, негативно влияет на работу компрессора.